Подготовка будущих лидеров в науке и образовании

В рамках реализации проекта «Развитие системы популяризации и вовлечения молодежи в научную и инновационную деятельность», который осуществляется в Нижегородской области, проводится сбор и анализ различной информации, характеризующей молодых ученых как менеджеров и лидеров, для выявления наиболее типичных качеств, навыков и умений, которые им следует развивать и совершенствовать.

Менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Лидер - воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

 

  • видение ситуации в целом;
  • способность к коммуникациям;
  • доверие сотрудников;
  • гибкость при принятии решений.

 

В сфере науки и образования наиболее эффективными являются именно лидеры, которые могут увлечь своими идеями, видением решения проблемы и неочевидных перспектив. В таком контексте «подготовка» будущих лидеров не имеет смысла, т.к. лидерству вряд ли можно эффективно научить, в отличие от менеджмента. Лидерские способности можно только развивать, создавая для этого благоприятные условия.

Лидерами в науке и образовании являются, прежде всего, талантливые ученые и педагоги. Поэтому основной задачей является выявление талантливой молодежи и развитие их талантов, привлечение их к совместным проектам и организация доступа в современные лаборатории, к достижениям науки и технологий.

Каким образом можно помочь появлению и становлению молодых лидеров? Одна из возможностей заключается в разработке программ создания собственных групп и лабораторий молодыми учеными.

Стоит также рассмотреть возможность ввести обязательство для ведущих научных школ, научно-образовательных центров, пользующихся поддержкой государства, не реже, чем 1 раз в три года, содействовать созданию под руководством «воспитанника» школы – молодого перспективного ученого лаборатории, кафедры, центра, группы, как правило, – в другом вузе, институте или учреждений отечественной научно-образовательной сферы.  

Ведущие научные школы России, получающие государственное финансирование, могут взять на себя «образовательно-воспитательные» функции по отношению к будущим лидерам и молодым ученым менее известных центров. 

Кроме того, следует разрабатывать программы создания собственных групп и лабораторий молодыми учеными.

В целом, подготовка будущих лидеров в науке и образовании должна включать в себя проектную деятельность (самостоятельную реализацию под руководством молодого лидера инициативных научных, образовательных и иных проектов) и обучение новейшим технологиям управления, планирования, работы с кадрами и средствами, основам нормативной базы, пониманию структуры и трендов в отечественной и мировой науке.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации № 115-рп от 29 марта 2013 года «Об обеспечении в 2013 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социально значимые проекты и участвующих в развитии институтов гражданского общества» и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи» (договор №69с/42 (283) от 21 октября 2013 года).

 


вернуться к списку новостей
© 2017 Ассоциация агентств поддержки малого и среднего бизнеса «Развитие»

119330, Россия, Москва, ул. Мосфильмовская, д. 17Б (посмотреть на карте)
Телефоны: 7 (499) 783-49-10, (499) 143-73-20, (499) 143-73-35
Факс: 7 (499) 143-73-21. Электронная почта: info@a-razvitie.ru
Адрес в Интернете: www.a-razvitie.ru