Студенческое научное сообщество должно вовлекать студенчество в научную активность

СМУ, СМУС, СМС, СНО, НСО аббревиатур огромное количество, но все организации, скрывающиеся за ними, так или иначе объединяют в российских вузах молодых учёных. Даже сами руководители этих объединений не всегда правильно ориентируются в разнообразии организационных форм.  

Чтобы выработать общие подходы к этому вопросу, избавиться от разночтений и определить дальнейшие пути развития, они встретились на Всероссийском студенческом форуме в Петербурге на заседании комиссии по науке и инновациям Совета Минобрнауки России по делам молодёжи. 

Об итогах встречи в России – в интервью Елизаветы Ясиновской с Евгением Антиповым, руководителем этой комиссии и секретариата Международного молодёжного научного форума «Ломоносов». Так как Евгений ещё и аспирант физического факультета МГУ, тема поддержки молодых учёных близка и ему самому. 

Чем особенно помогла работе комиссии площадка Студфорума? 

– У нас произошёл первый за последние несколько лет такой масштабный съезд студенческих научных обществ (СНО). Занимаясь реализацией резолюции четвёртого форума, который состоялся в Барнауле в 2011 году, мы начали систематизировать работу со студенческими научными объединениями, и в 2012 году на конференции «Ломоносов» проводили профильный круглый стол по вопросу СНО и конструкторских бюро. В нём приняли участие около 50 представителей, а на этом форуме – уже около 70 руководителей СНО, и все они приехали целенаправленно для обсуждения вопросов информационного взаимодействия, выработки единых подходов и оценок эффективности работы СНО, развития сотрудничества на всероссийском уровне.  

Какие вопросы их волнуют сегодня больше всего? 

– Всех беспокоят разные вопросы. Тема студенческих научных обществ везде развита очень по-разному. В каких-то университетах студенческих научных обществ нет как таковых. На заседании был человек, честно сознавшийся в том, что его направили на Студфорум представлять СНО, которого просто-напросто в его вузе не существует. Но пообщавшись с нами, он заинтересовался его созданием.  

К счастью, есть и такие вузы, где работа СНО уже давно выстроена, и даже сложились определённые традиции. Например, в Мордовском государственном университете имени Огарева система студенческих научных обществ выстроена на каждом факультете. И сейчас студенческое сообщество университета пришло к пониманию того, что им необходим центральный орган, который будет объединять СНО всех факультетов. Приятно видеть, что там уже происходит процесс эволюции выстроенной системы.  

На самом деле нечто похожее наблюдается и в масштабах межвузовского взаимодействия – на федеральном уровне. Студенческие научные общества в вузах есть, но нет никакой площадки для того, чтобы они могли общаться между собой. Поэтому одним из результатов работы в Санкт-Петербурге стало решение создать Всероссийский Клуб исследователей. Именно клуб – в такой мягкой, не забюрократизированной форме.  

В начале этого учебного года на встрече президента России со студентами ДВФУ поднимался вопрос о создании всероссийской ассоциации студенческих научных обществ. Но подобная ассоциация – это юридическое лицо, которое действует во всероссийском масштабе и по законодательству оно предполагает создание региональных отделений не менее чем в половине субъектов России. В процессе проведения опросов вузов, руководителей СНО и обсуждения на Студфоруме мы пришли к пониманию, что чрезмерная формализация не будет способствовать конструктивной работе. Тем более основным элементом структуры для работы во всероссийском масштабе является не регион, а конкретный вуз, конкретное СНО. Поэтому мы выбрали путь создания не жёстко бюрократизированной структуры, а клуба, «неформальной тусовки». Всероссийский Клуб исследователей – это один из шагов по систематизации работы с научно-ориентированной молодёжью на федеральном уровне.  

Какие, по-вашему, функции должны нести СНО? Помочь студентам найти себя в науке? 

– Одна из его задач – научить творчески мыслить. Студенческое научное сообщество должно вовлекать студенчество в научную активность и в какой-то мере влиять на трансформацию образовательного процесса и развитие в нём научной, исследовательской составляющей. Здесь важен именно компонент исследовательской работы, получение соответствующих компетенций за время обучения в вузе. Поскольку не все останутся в науке, а работать с новыми знаниями и уметь самостоятельно их генерировать в процессе своей профессиональной деятельности – это качества, без которых сложно в современных условиях быть специалистом высокого уровня практически в любой сфере. А для самых лучших исследователей необходимо создавать условия для их закрепления в научной сфере.  

А вопросов молодёжного предпринимательства вы тоже касаетесь? 

– Да, мы обсуждаем вопрос о создании информационной площадки, где можно было бы аккумулировать научно-ориентированную молодёжь и состыковывать её с предпринимательской средой. Мы видим разрывы: бизнес ждёт кадры, а вузы, которые выпускают тысячи дипломированных специалистов ежегодно, не знают, куда их устроить на работу. Есть отраслевые решения: например, проекты для химиков, которые подключают активную молодёжь к бизнесу и помогают с трудоустройством. Но это, увы, не широко распространенная практика. Налаженного и эффективно функционирующего механизма не наблюдается, да и информационное пространство не систематизировано: есть сайты, которые пользуются популярностью в отдельных регионах, но единой площадки по-прежнему нет. Её можно было бы организовать на базе молодёжного научного портала «Ломоносов».  

Насколько регулярны встречи комиссии вне таких крупных мероприятий, как Студфорум, и чем Вы занимаетесь на них? 

– Сам Совет по делам молодёжи был образован меньше года назад, за это время периодически проводили заседания – они должны проводиться не реже раза в квартал. Мы работаем не для отчетности, а на результат – нацеливаясь на решение задач, которые ставятся перед нами.  

Например, на нашу комиссию была возложена задача проработать вопрос об организации поддержки студенческих конструкторских бюро. Программу поддержки студенческих объединений, которая исполнялась последние два года, сейчас считают отличным импульсом для развития студенческого самоуправления, но программа по студенческим КБ была выполнена не в полном объёме.  

Есть ли в каких-то вузах студенческие научные общества, которые можно назвать образцовыми? 

– Сложно говорить, какие считать образцовыми. Кстати, одной из тем нашего обсуждения на Студфоруме стал сам руководитель СНО – каким должен быть этот человек? В первую очередь учёный или же хороший организатор? Человек, который совмещает в себе эти две позиции – редкость. Но и такие примеры есть, хотя их, к сожалению, немного. В какой-то мере образцовым руководителем СНО можно считать Константина Сафронова из Башкирского государственного университета, поскольку, несмотря на свой студенческий статус, он уже имеет значительное количество серьёзных научных публикаций и даже входит в состав редакционных советов двух научных журналов ВАК. Студентам зачастую сложно опубликоваться в таких журналах, а он может помогать им, у него есть необходимые возможности.  

Какие планы у комиссии на ближайшее будущее? 

– В резолюции нынешнего Студфорума мы указали, что хотели бы провести в 2014 году и сделать ежегодным Всероссийский форум студенческих научных обществ. Всё-таки Студфорум собирается раз в два года – и это апогей активностей, где можно подводить итоги. А нам нужна площадка для рабочих вопросов. Другим важным направлением работы станет проработка предложений по совершенствованию системы стипендиального обеспечения с целью поддержки научно-ориентированной молодёжи.  

Ещё мы бы хотели сделать рейтинг руководителей и кураторов СНО, поскольку эта работа почти никак не поощряется, не стимулируется и даже представляется как обуза.  

Кроме того, для СНО хорошо бы организовать конкурс – во-первых, чтобы привлечь внимание, а во-вторых, чтобы в игровой форме провести аудит их деятельности и выявить, на каком уровне они находятся. 

Источник: STRF.ru

 


вернуться к списку новостей
© 2017 Ассоциация агентств поддержки малого и среднего бизнеса «Развитие»

119330, Россия, Москва, ул. Мосфильмовская, д. 17Б (посмотреть на карте)
Телефоны: 7 (499) 783-49-10, (499) 143-73-20, (499) 143-73-35
Факс: 7 (499) 143-73-21. Электронная почта: info@a-razvitie.ru
Адрес в Интернете: www.a-razvitie.ru