Интервью А.В.Захарова по итогам VI Экономического саммита

Александр Захаров: Инициативной молодёжи надо дать шанс на самореализацию

О положении молодёжного предпринимательства в России и стратегических мерах по его развитию рассказывает вице-президент ТПП РФ Александр Захаров.

- Александр Владимирович, а есть ли у нас молодёжное предпринимательство? В федеральном законе это понятие, как известно, отсутствует.

- Сегодняшнему законодателю неочевидно, стоит ли выделять молодёжное предпринимательство в отдельную категорию. Но компании, которые можно с полным правом назвать молодёжными, действуют у нас практически во всех сферах.

- Успешно?

- Скажем так, с разной степенью успешности… Дело в том, что без системной государственной поддержки креативный потенциал таких компаний остаётся невостребованным. И это притом, что и на федеральном, и на региональном уровне организаций поддержки и развития вполне достаточно. Успешной работе по развитию молодёжного предпринимательства мешает именно отсутствие системности, разобщённость усилий, слабая инфраструктурная и информационная поддержка.

- Но сама молодёжь-то у нас, надеюсь, есть?

- Есть. Росстат, например, считает молодёжью граждан РФ от 15 до 29 лет. А таковых у нас сегодня насчитывается около 30 млн человек, из них более 20 млн живут в городах, и в 3 раза меньше – в сельских районах. Доля молодежи в трудоспособном населении России, к слову, составляет 35%.

- Многие из них занимаются предпринимательством?


- В процентах примерно столько же, сколько по всему миру. Но проблема несколько шире: речь в России сейчас идёт о смене предпринимательских поколений. Тем, кто начинал у нас бизнес в начале 1990-х годов, сегодня больше сорока лет, и если на смену им на смену не придёт новое поколение, с реализацией формирующейся в настоящее время национальной Стратегии-2020 могут возникнуть определённые сложности. Именно молодёжи предназначено стать драйвером, движущей силой модернизационных преобразований в стране.

- А каковы сегодня настроения российской молодёжи?

- Вполне очевидно, что перед частью активной молодежи России стоит один выбор – уехать или остаться. Многие из молодых людей после нескольких неудачных попыток самореализации в поисках лучшей жизни покидает Россию. Сегодня за счёт трудовой миграции из страны мы теряем не только капиталы, но и то, что дороже любого капитала, – людей; рабочие руки и головы, которые могли бы работать в нашей экономике и платить налоги в наш бюджет. Их сейчас работает за рубежом, по данным Счётной палаты РФ, 1 млн 250 тысяч человек. Только в 2009 году, по данным госстатистики, Россию покинуло 318320 человек в возрасте от 20 до 24 лет.

- Но есть же и те, кто уезжать не планирует?


- Зададимся вопросом – а что предлагают им сегодня государство и бизнес? Чаще всего это низкооплачиваемые должности в бюджетных или коммерческих организациях безо всякой перспективы роста. Средняя начисленная зарплата лиц до 20 лет составляет, по данным Росстата, 10 840 рублей. А если и таких скромных в отношении зарплаты предложений не поступает, перед некоторыми молодыми людьми открываются весьма сомнительные возможности для самореализации: например, криминальный бизнес. И это уже, к сожалению, касается не только регионов с высокой безработицей.

Особенно тревожной выглядит ситуация с безработицей в наших так называемых «моногородах», построенных вокруг советских производств, не приспособленных к условиям рыночной конкуренции и вынужденных существовать в дотационном режиме, а порой и в процессе банкротства при многомесячных невыплатах заработной платы. Сегодня в России – вдумайтесь! – 335 моногородов, совокупное население которых составляет около 16 млн человек. По крайней мере, половина из них – молодёжь. В надежде на достойное будущее эти люди пытаются уехать в динамично развивающиеся города, но лишь малой части из них удаётся прижиться в Москве, Санкт-Петербурге и столицах федеральных округов.

           Настроения людей с минимальными доходами, львиная доля которых уходит на оплату съёмных квартир, далеко не радужны. Многие из них в таких стеснённых условиях не могут завести семью. Если сегодня не предпринять усилий по формированию для этих людей рабочих мест с достойной оплатой, ситуация может усугубиться.

- Каков же выход?

- Дилемма сегодняшнего момента звучит так: или мы создадим привлекательные для молодёжи условия жизни и работы в России, в том числе условия ведения предпринимательской деятельности, или мы эту молодёжь будем терять. В таких странах, как Германия, Великобритания и Япония, существует системная поддержка молодежного предпринимательства на базе национальных торгово-промышленных палат и молодежных торговых палат.

- Готова ли система ТПП взять на себя роль системного интегратора молодёжного предпринимательства?

- Можно сказать, что для этого существуют определённые предпосылки. Торгово-промышленная палата Российской Федерации — крупнейшая негосударственная, некоммерческая организация, представляющая интересы малого, среднего и крупного бизнеса. Палата объединяет 174  территориальные  торгово-промышленные палаты, более 200 союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей на федеральном  и  500 бизнес-ассоциаций на региональном уровне, около 50 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности. Вполне очевидно, что такая  организация способна осуществить на федеральном уровне проект развития молодёжного предпринимательства. Располагая сетью зарубежных представительств, Палата могла бы взять на себя налаживание контактов российских молодёжных предпринимательских объединений с аналогичными международными структурами, располагающими поистине бесценным для нас опытом в данной сфере.

- И уже можно в этой связи говорить о некоей конкретике?


- Вполне.В ТПП РФ в течение всего 2011 года поступали предложения о создании под патронатом ТПП РФ структуры по поддержке молодежного предпринимательства. По итогам консультаций с представителями молодежных организаций на базе ТПП РФ был создан Координационный совет ТПП РФ по вопросам развития молодежного предпринимательства, который возглавил Президент Палаты С.Н. Катырин.

       В совет вошли депутаты Государственной Думы и Московской городской Думы; представители Министерства спорта, туризма и молодежной политики, Министерства экономического развития, Министерства регионального развития, Министерства связи и массовых коммуникаций; Федерального агентства по делам молодежи; молодежных объединений и технопарков; ведущих ВУЗов страны, комитетов ТПП РФ и территориальных ТПП.                 

- Совет создан. Что дальше?                

- Мы видим свою задачу в том, чтобы предоставить молодым людям страны право на выбор, инициировав создание государственной программы самореализации российской молодёжи.

Если такая программа будет успешно разработана, а самое главное, реализована, большая часть молодых россиян получит представление о том, как начать собственное дело, ещё со школьной скамьи. Полагаем, что выпуск пособий о том, как стать предпринимателем и какие конкретные шаги нужно для этого сделать, позволит нашим молодым людям определиться с  выбором, становиться предпринимателями или идти на государственную службу, в бюджетную сферу. Для членов нашего Совета в данном случае очевидно одно: в будущем страны молодой россиянин должен увидеть своё, личное и частное будущее. Если мы дадим нашему новому поколению надежду на то, что страна примет участие в их личностном становлении самым действенным образом, сюда, надеюсь, вернутся даже те, кто уехал за рубеж в поисках лучшей жизни.

- Какие конкретные проекты по развитию молодёжного предпринимательства запланировал реализовать Совет?

 - Прежде всего, Совет сейчас обсуждает возможность разработки и реализации следующих проектов: создание «дорожной карты» поддержки молодежного предпринимательства, формирование критериев оценки эффективности развития субъектов России с учетом развития молодежного предпринимательства, запуск в Интернете медийного проекта «Истории успеха молодых»,  а также передачи о молодых инноваторах на федеральном канале.

          Также на заседаниях Совета обсуждается возможность внесения изменений в федеральную законодательную базу. Предполагается, что  молодые предприниматели нуждаются в выделении в «отдельное производство» и, если угодно, в «затачивании» под них всей системы поддержки и развития предпринимательства. Если такая необходимость будет обоснована и осознана на государственном уровне, в нормативно-правовой базе страны появится, как минимум, понятие «молодежного предпринимательства» и «субъекта молодежного предпринимательства», а как максимум – отдельный федеральный закон о молодежном предпринимательстве. Кстати, во многих субъектах Федерации такие законы уже приняты.

           Однако в настоящее время самым важным для нас является создание проекта концепции Стратегии развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации на период до 2020 года. После широкого общественного обсуждения данный проект будет соответствующим образом доработан и после этого может быть направленным в Правительство Российской Федерации, которое, как мы надеемся, возглавит создание и реализацию Стратегии с привлечением экспертного и делового сообщества. Нам хотелось бы включить Стратегию в повестку дня работы «Открытого правительства», сделав её составной частью «Стратегии-2020». Считаем целоесообразным в рамках диалога бизнеса и власти обсудить роль ТПП РФ в реализации стратегии развития молодёжного предпринимательства и реализовывать Стратегию, опираясь на региональную сеть территориальных ТПП и зарубежные связи ТПП РФ.

- Каких целей, на Ваш взгляд, достигнет Стратегия в первую очередь?

- Реализация основных проектов Стратегии с учетом координационной роли ТТП позволит изменить принципы работы государственных и общественных структур, ориентированных на поддержку молодёжного предпринимательства; создать работающую без излишних административных барьеров систему, при которой молодые люди будут иметь возможность выявить свои склонности к предпринимательской деятельности и развить их в условиях обучающих проектов.

При этом достигаются следующие цели: способные молодые люди реализуют себя в предпринимательской деятельности, молодые предприниматели получают возможность эффективно развивать свое дело; формируется система общественного контроля и информационной открытости, ориентированная на  эффективное  и быстрое  формирование когорты молодых предпринимателей.

Главным итогом реализации Стратегии должно стать предоставление инициативным молодым людям шанса на самореализацию.

- Спасибо.

 

Беседовал Сергей Арутюнов,

«Торгово-промышленные ведомости»


 


вернуться к списку новостей
© 2017 Ассоциация агентств поддержки малого и среднего бизнеса «Развитие»

119330, Россия, Москва, ул. Мосфильмовская, д. 17Б (посмотреть на карте)
Телефоны: 7 (499) 783-49-10, (499) 143-73-20, (499) 143-73-35
Факс: 7 (499) 143-73-21. Электронная почта: info@a-razvitie.ru
Адрес в Интернете: www.a-razvitie.ru