История успеха. Региональный аспект. «Томский проект» подводит итоги.


 

Всё, чем мы пользуемся дома и на работе, практически на 90 процентов - продукты иностранного производства. Что, у самих россиян не хватает идей? Неправда, их много, и они вполне реализуемы. Нужно только дать им шанс на успех. Что, собственно, и происходило в Томске в течение последнего года.

О проекте: В 2009 году взял старт «Томский проект», в рамках реализации федерального проекта «Региональная система вовлечения молодежи в предпринимательскую и инновационную деятельность». Томская область взялась за экспе-римент одной из первых. В начале года группа специально отобранных молодых людей, в количестве 71 человека, получила возможность заявить свой бизнес-проект. Им было предложено пройти курс теории и практики бизнеса. Сначала они прошли обучение основам предпринимательской деятельности, затем при поддержке Томской торгово-промышленной палаты был проведен отбор успешных инновационных предприятий, готовых принять на 6-месячную стажировку порядка 30 человек, прошедших обучение. Финалистами стали 14 человек, которые смогли зарегистрировать свои предприятия на условиях компенсации понесенных на регистрацию затрат.

ПОЧЕМУ ЖЕ МЫ «ПИЛОТЫ»?

Сентябрь 2010 года - стал решающим для проекта. Пришло время определить победителей, подвести окончательные итоги и дать оценку проекту в целом. Именно этому была посвящена региональная конференция « Развитие системы стимулирования молодежного предпринимательства в Российской Федерации».

 Виктор Кресс, губернатор Томской области: «Проект реализуется по инициативе Общественной палаты Российской Федерации, Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный клуб», ассоциацией агентств «Развитие» и Томской торгово-промышленной палатой при поддержке Федерального агентства по делам молодежи. Такая представительная компания, которая собралась для реализации проекта означает только одно: проблема вовлечения молодежи в предпринимательство, тем более инновационное предпринимательство, существует. Социологические опросы показывают, что часть нашей молодежи мечтает либо о кабинете чиновника, либо о работе в головном офисе крупной сырьевой компании. Если такие настроения не переломить, модернизационный рывок, о необходимости которого говорит наш президент, вряд ли станет реальностью. Люди старшего поколения, при всем уважении к ним, инновациями заниматься не будут.

Отрадно, что наша область выбрана пилотным регионом по разработке и реализации механизмов вовлечения молодежи в предпринимательскую и инновационную деятельность.

Понятно, почему это произошло. Томск — не только одна из студенческих столиц России, но «мы уже инновационный центр», как сказал в феврале Дмитрий Анатольевич Медведев. Известен потенциал наших университетов, приобрела реальные очертания единственная нестоличная в стране особая экономическая зона технико-внедренческого типа. Сегодня успешные томские инновационные компании, стартовавшие с нуля, такие как «ЭлеСи», «СИАМ», «Микран», «Элекард», «Томская электронная компания» знают не только в России, но и за рубежом. Инновационный пояс Томской области сегодня насчитывает около 500 предприятий.

Мы активно создаем среду, благоприятную для развития предпринимательства, в том числе инновационного. С помощью Минэкономразвития России с 2005 года только по целевым программам развития предпринимательства мы направили на поддержку малого и среднего бизнеса более 1-го миллиарда рублей федеральных и областных средств. Благодаря этому в нашей области начали работать программы «Первый шаг» и «Бизнес-старт», появился региональный гарантийный фонд, начали действовать представительство ЕвроИнфоЦентра и центр субконтрактации, сеть студенческих, инновационных и производственных бизнес-инкубаторов.

Год назад, в сентябре 2009 года, на Инновационном форуме Томская область подписала соглашение с Федеральным агентством по делам молодежи, где обязалась с помощью коллег из Росмолодежи выстроить целостную региональную систему поддержки молодежного предпринимательства. За это время более 2,5 тысяч молодых людей стали участниками образовательных и тренинговых программ. Они пообщались с молодыми предпринимателями из других регионов страны на Селигере и инновационном Конвенте, в региональных бизнес-лагерях и молодежных предпринимательских конкурсах. Более 100 победителей конкурсов «Первый шаг» и «Бизнес-старт» в возрасте до 35 лет развивают собственное дело, создавая рабочие места в своем городе или селе.

Очевидно, что проект успешно вписался в общую систему поддержки молодежного предпринимательства в нашем регионе. Мы готовы и дальше поддерживать ребят, которые открыли свои предприятия по этой программе, и в самое ближайшее время объявим конкурс молодежных бизнес-проектов «Перспектива». В свою очередь, мы надеемся на помощь Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Росмолодежи. Мы поддерживаем вузы, которые не бросают своих молодых предпринимателей-выпускников на произвол рынка».

НАШ ПРИМЕР БУДЕТ ТИРАЖИРОВАН

Перед началом конференции в томском бюро ИА «Интерфакс-Сибирь» состоялась встреча с журналистами, в которой участвовали председатель комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Торгово-промышленной палаты России, президент Ассоциации агентств поддержки малого и среднего бизнеса «Развитие» Виктор Ермаков, заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи Александр Повалко, начальник департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области Андрей Трубицын, президент Томской торгово-промышленной палаты Аркадий Эскин.

На пресс-конференции речь шла о том, что в США ежегодно возникает чуть меньше ста тысяч старт-апов, из них выживает один из двадцати, один из тридцати выходит в бизнес, остальные умирают. Выживает самый цепкий, даже если он не самый талантливый. Томский же проект, принципиально иной. Ребят, которые смогли пройти до конца и зарегистрировать свои предприятия, будут поддерживать и дальше.

Виктор Ермаков: «Главное, что ни одно действие не стоило ребятам ни копейки. Мы оплатили им обучение, стажировки, регистрацию предприятий. Но это не означает, что на этом помощь завершена. Кредиты от коммерческих банков и прочее ребята, конечно, не осилят. Но существуют венчурные компании, фонды содействия, Российский фонд развития. Комиссия Внешэкономбанка раз в месяц рассматривает проекты. Будет заключено соглашение, что томичи пойдут на эту комиссию в первых рядах. В начале проекта мы все рисковали и изначально решили, что с идеей пилотного проекта можно ехать только туда, где прогрессивные и ответственные руководители регионов. Были сомнения: примут ли нас? В Томской области приняли.

Мы поняли в результате этого проекта две главные вещи: что можно очень эффективно мотивировать молодежь, и она будет успешной. Второе - нам с вами удалось сделать самое главное. Мы поставили задачу сделать так, чтобы ресурсы были «упакованы» в комплексную программу. Сейчас мы имеем комплексную региональную модель, которая позволяет погружать ребят в процесс и давать им доступ ко всем существующим механизмам, в том числе с федерального уровня.

Сейчас одна задача: этот пример должен быть тиражирован руководителями регионов. Конечно, со своей спецификой. Эта работа должна быть продолжена в 2011 году, под нее будут «заточены» многие федеральные ресурсные программы, которые не доходили до молодежи в регионах. История успеха нужна. Вы ее попытались создать, но, повторяю, мы стоим в самом начале пути».

ЗА ИННОВАТОРАМИ СТОЯТ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

На реализацию пилотного проекта в Томской области были направлены средства федерального и регионального бюджетов. И отдача от проекта ожидается большая. По крайней мере, все 14 проектов, вышедших в финал - конкурентоспособны. Среди них, например, разработка биоактивных и биосовместимых материалов, лазерная обработка материалов — плазменное напыление, электропривод для дверей сдвижного типа, распознавание и синтез речи.

Аркадий Эскин: «Проекты вышли на практическое применение из больших научных школ. Это и есть коммерциализация научных разработок .Самый главный вывод: не бывает инновационного бизнеса, взятого ниоткуда. Это работа целой научной школы. И чем хорош 217 ФЗ: за всем этим стоит наука, и это не нужно забывать. Мы очень много говорим о молодежи, которая пришла. Но она не пришла ниоткуда, они преемники научных сотрудников, ученых, аспирантов, преподавателей своих вузов. Об этой преемственности нужно помнить - их воспитывали , и теперь они должны тратить свою жизнь на то, чтобы воспитывать следующее поколение. Второе - нельзя инновационный бизнес развивать на пустом месте. Должна быть инфраструктура, как в вузах, так и в регионе. Этот процесс надо привязывать к региону. То, что было сделано в Томске, надо переформатировать на тот регион, где это будет дальше происходить.»

«ЗНАЧИТ, И Я МОГУ?»

Все созданные предприятия уже готовят заявки на получение финансовой поддержки в рамках государственной программы развития предпринимательства, в том числе инновационного, реализуемой Министерством экономического развития. В целом, участники конференции выразили одобрение апробированной модели. Полученный в рамках проекта опыт и успешно апробированная модель вовлечения молодежи в инновационное предпринимательство могут стать хорошим примером для других регионов, отметили участники конференции. И все же самый главный результат пока неосязаем - это создание у молодежи нового мышления, уход от «белых воротничков» в сторону креативного класса, смелых решений и здорового риска.

Александр Повалко: «Много говорится о том, что молодого человека надо поддерживать, что у рядового парня или девушки нет стартовых возможностей. Я согласен с этим. Но кроме отсутствия стартовых возможностей, у него должен быть азарт. Меня приятно удивило, что в Томске мы смогли подготовить именно комплексную программу. Она получилась далекой от чисто образовательных схем, либо идеологически накачивающих, задавливающих людей лозунгами. Она действительно захватила весь спектр проблем. От того, чтобы рассказать людям, что это может быть, до того, чтобы дать конкретному человеку нужные инструменты. В Томске удалось создать такую среду, достаточно конкурентную, где каждый предоставляет свою услугу и где человек может выбирать, куда идти. У нас было предположение, что в регионе с высокой плотностью молодых людей, причем хорошо образованных, можно изменить стандартное представление о мире. Если мы посмотрим на социологические исследования, то большинство респондентов говорят, что им хочется работать в администрации президента. Здесь же, всего за год удалось создать атмосферу азарта поиска собственного дела. И здесь статистика чуть изменилась. Теперь довольно много молодых людей считают, что предпринимательство может стать делом их жизни»

ИТОГИ:

Восемь регионов заявили о желании стать площадкой для реализации проекта в 2011 году. Интерес проявили Ставропольский край, Северная Осетия, Кабардино-Балкария и другие. Срок действия программы неограничен: она будет действовать до тех пор, пока молодые люди будут испытывать потребность в поддержке.

Загрузить PDF-версию 

Источник Томская Торгово-промышленная палата

 


вернуться к списку новостей
© 2017 Ассоциация агентств поддержки малого и среднего бизнеса «Развитие»

119330, Россия, Москва, ул. Мосфильмовская, д. 17Б (посмотреть на карте)
Телефоны: 7 (499) 783-49-10, (499) 143-73-20, (499) 143-73-35
Факс: 7 (499) 143-73-21. Электронная почта: info@a-razvitie.ru
Адрес в Интернете: www.a-razvitie.ru